Процесс оплаты товаров и услуг с дебетовой или кредитной карты или любой другой денежный перевод банкиры часто называют термином «транзакция», который не всем знаком. Если разобраться, что он означает, это поможет понять механизм работы банка и в разрешении некоторых спорных моментов. Эксперт БанкСток расскажет, что такое банковские транзакции, какими они бывают, и в каких случаях банк может отказать в проведении платежа.
Что означает термин «транзакция»?Транзакция — это любая сделка с использованием банковского счета. Термин образован от латинского «transactio», что переводится как «договор» или «сделка».
Слово «транзакции» широко используют в финансовой среде. Им обозначают любые операции, которые позволяют добиться желаемого — совершить покупку, оплатить счет или перевести деньги. Простым языком транзакцию можно охарактеризовать так:
- в ней принимают участие две и более стороны — физические и юридические лица;
- у участников сделки может быть разный статус — покупатель, продавец, даритель, поставщик, инвестор, клиент или любой другой;
- с ее помощью передают финансовые активы — оплачивают товар или услугу, перечисляют деньги с одного счета на другой, выводят наличные;
- у транзакции всегда есть заранее оговоренные условия — банк публикует на своем сайте способы использования услуг, правила списания и размер комиссий, между сторонами сделки, например, продавцом и покупателем есть договоренности;
- происходит через платежные системы с использованием банковских карт или без них напрямую со счетов.
Популярные советы
Кроме того, транзакция имеет заранее утвержденный формат и правила записи. Это нужно, чтобы стороны могли использовать информацию для доказательства суду или другой стороне, что платеж прошел.
Каждая транзакция кодируется. Это позволяет упорядочить поступления и расход по банковскому счету или карте клиента. С помощью кода и номера транзакции можно идентифицировать любое движение денег по счету. Номер транзакции может содержать буквы, цифры или их комбинацию. Код автоматически генерирует банковская система.
Подтверждение транзакции можно настроить в онлайн-банке, тогда в мобильное приложение будет приходить пуш-уведомление, а на телефон клиента смс. Если операцию нужно подтвердить кому-то, можно использовать эти уведомления, выписку по счету с расшифровкой или электронные квитанции. Все данные о транзакциях по счетам и картам хранятся в системе.
Какими бывают банковские транзакции?В зависимости от цели различают:
- денежные переводы, включая моментальные без открытия счета. Адресат — конкретный человек, который должен для получения наличных предъявить паспорт и кодовый шифр транзакции. Такие операции проходят через системы денежных переводов, например, Western Union, MoneyGram, Contact, Золотая Корона и другие;
- электронный банкинг — это транзакции внутри электронных платежных систем, например, Юмани, PayPal, Webmoney;
- пополнение счета — наличными через кассу и безналичное зачисление, например, зарплат, пособий, стипендий, пенсий;
- разные виды платежей — покупка, продление абонемента, оплата ЖКХ, штрафов, налогов;
- автоматические платежи и списания — их заранее настраивает сотрудник банка по распоряжению клиента или сам клиент, после этого операции проходят по четкому графику;
- операции по кредитам — списание основной суммы долга, процентов, штрафов, пеней;
- получение наличных у оператора в отделении банка или в банкомате;
- деривативные перечисления — сделки, которые связаны с финансовыми контрактами и выполнением их условий, в том числе опционы, фьючерсы, свопы;
- покупка или продажа активов — товаров, услуг, интеллектуальной собственности, недвижимости, финансовых активов;
- инвестиции — покупка акций, облигаций, паев фондов, валюты и других финансовых инструментов.
Другие советы
Клиенты банков проводят транзакции с помощью банковского счета. В этом им помогают дебетовые и кредитные карты, кассиры в отделениях, системы мобильных и онлайн платежей, банкоматы, платежные терминалы.
По способу проведения банковские транзакции бывают двух типов: офлайн и онлайн. Первый встречается реже, второй — используют повсеместно.
ОфлайнОфлайн-транзакции — это такие финансовые операции, которые проходят не в режиме реального времени, а спустя несколько часов или дней после заключения сделки. В момент проведения нет обращения к банку-эквайеру, а проверка персональных данных и другой информации ложится на сотрудника или специальное устройство — терминал.
При проведении такой операции на счете резервируют определенную сумму. Деньги спишут сразу после подключения терминала оплаты к каналу связи или при подтверждении операции специалистом. Яркий пример офлайн-транзакций — оформление подарочных карт и сертификатов для покупок в определенной торговой точке или сети магазинов.
ОнлайнВсе онлайн-транзакции происходят в режиме реального времени и включают несколько этапов:
- Платеж. Владелец карты или счета перечисляет нужную сумму на счет продавца или прикладывает карту к терминалу для оплаты товара или услуги.
- Аутентификация держателя карты. Информация попадает в банк-эквайер, а оттуда в платежную систему, к которой принадлежит пластиковая карта. Далее сведения поступают в операционный центр, где происходит проверка данных. После обработки информации в операционном центре банк-эмитент присылает отказ или одобрение операции. Банк проверяет транзакцию на признаки мошенничества и наличие нужной суммы.
- Одобрение операции и передача данных в платежную систему, а от нее в торговую точку, где совершена покупка.
- Перечисление денег и удержание комиссий за обработку информации и запись транзакции. Со счета покупателя банк спишет сумму и за вычетом комиссии зачислит ее продавцу. Если клиент использует кредитную карту, банк дополнительно уменьшит доступный кредитный лимит. На этом транзакция завершена. Данные по ней сохранятся в системе.
Процесс выглядит довольно долгим и сложным, но фактически для продавца и покупателя или других участников сделки все происходит за считанные секунды.
Как защищены транзакции?Для покупок в интернете используют специальные протоколы безопасности:
- SET — подходит для проведения всех онлайн-транзакций, но им пользуются редко.
- XML-протокол 3-D Secure — использует платежная система VISA. При ее реализации применяют двухфакторную идентификацию пользователя. Держатель карты вводит в форму оплаты реквизиты карты — номер, срок действия, CVC или CVV-код. Затем сервис перебрасывает его на другую страницу для подтверждения платежа с помощью кода, который система присылает через пуш-уведомление онлайн-банка или в смс-сообщении.
Даже если держатель карты потеряет пластик или мошенники украдут его персональные данные, без смс-уведомления провести транзакцию не получится. Это один из самых надежных способов защиты.
Другие платежные системы также используют двухфакторную идентификацию. Но у каждой свое название. Например, у Mastercard это Mastercard SecureCode (MSC), а платежная система «Мир» использует МИР Accept.
Благодаря двухфакторной идентификации обезопасить себя от мошенников просто. Достаточно никому никогда и ни при каких обстоятельствах не сообщать код, который банк присылает в смс или пуш-уведомлении. Кроме того, специалисты рекомендуют придерживаться нескольких правил при проведении любой транзакции:
- Не давать никому полные реквизиты своей карты. Не слать никому фото карты и не хранить его в облачном хранилище или на компьютере.
- Блокировать карту, если персональные данные украдены или пластиковая карта потеряна. Это можно сделать по телефону горячей линии, в любом отделении банка или через мобильное приложение. Причем важно перевыпустить карту, даже если вам ее вернули. Иначе велик риск стать жертвой мошенников.
- Никогда не сообщать персональные данные по телефону. Если сотрудник банка позвонил и требует это сделать, положите трубку и перезвоните на горячую линию сами. Также позвонить в банк стоит, если вам пришло оповещение, что вы совершили покупку в каком-то магазине, но на самом деле этого не делали.
- Никому не сообщать пин-код своей карты. Даже сотрудники банка не имеют права знать эту информацию.
- Не экономить на уведомлениях. Мгновенные смс позволят всегда оставаться в курсе любых движений средств по счету.
- Установить лимит на суммы операций по всем детским и любым другим дополнительным картам. Это можно сделать в приложении банка или у специалиста в офисе.
- Хранить крупные суммы только на дебетовой карте или счете, к которому не подключена карта, например, открыть накопительный счет или вклад.
- Использовать отдельную пластиковую или виртуальную карту для онлайн-покупок. Не хранить на ней деньги, а пополнять непосредственно перед оплатой.
- Не вводить данные карты и не совершать покупки на подозрительных сайтах. Фишинговые ресурсы очень похожи на настоящие магазины, банки и другие популярные сайты, но они воруют персональную информацию, которую потом могут использовать мошенники.
Также стоит следить за состоянием своих гаджетов — ноутбука, компьютера, телефона, планшета. Установите на них хороший антивирус, постоянно обновляйте его базу данных и запускайте проверки. Это позволит обезопасить свои данные от утечки через вирусные программы.
В каких случаях банк может запретить проведение транзакции?Банк может отказать в проведении транзакции по разным причинам:
- на счете недостаточно средств;
- счет арестован;
- пользователь ввел неверный пин, CVC или CVV-код;
- оплата проходит по кредитной карте или дебетовой карте с овердрафтом, но клиент уже исчерпал доступный лимит.
Также банк может запретить любую транзакцию, если посчитает ее подозрительной. Например, за день пользователь провел слишком много операций или решил снять крупную сумму. При подозрении в мошенничестве сотрудник банка может перезвонить клиенту для уточнения данных и обстоятельств. Если клиент сможет обосновать действия, запрета не будет и операцию проведут. Такой подход помогает предотвратить незаконные действия преступников при утечке персональных данных.
Иногда отказ в транзакции происходит по причине системного или программного сбоя. Причем деньги с карты или счета могут списать, а транзакция так и не пройдет. Решить проблему можно по телефону горячей линии банка. Расскажите, что случилось, сотрудник поможет вернуть деньги или скажет, что делать дальше. В зависимости от сложности ситуации и характера системного сбоя на решение проблемы может уйти от одного до 4-5 рабочих дней.
Еще одна причина приостановки транзакции ФЗ №115. Он действует с 2001 года и его обязаны соблюдать все российские банки. Согласно этому закону финансовая организация проверяет все операции физических и юридических. При подозрениях в отмывании доходов или содействии терроризму банк запросит документы, которые подтвердят легальность любой транзакции. Если банк посчитает операцию сомнительной, он может:
- заблокировать карту или счет, ограничить снятие наличных полностью или частично;
- приостановить конкретную транзакцию до выяснения обстоятельств;
- ограничить все онлайн и офлайн-покупки;
- запретить переводы денег третьим лицам через приложение и различные сервисы.
После предоставления документов и успешной проверки банк снимет ограничения.
Сомнительными для банка могут выглядеть разные виды транзакций:
- манипуляции с криптовалютой;
- перевод крупной суммы сразу после пополнения счета;
- поступления от многочисленных адресатов и последующих перевод денег другим получателям;
- получение крупных сумм с последующим их снятием через банкомат или кассу банка.
Рядовые операции, а также те, которые проходят регулярно даже с крупными суммами, внимание банка не привлекают. Но чтобы случайно не попасть под подозрение, будьте честны, обоснуйте действие, если сотрудники банка задают вопросы и не нарушайте законодательство.
На данный момент у нас всё! Мы благодарны, что Вы уделили время этой статье. Уверены, Вы не потратили время зря, больше полезной информации вы сможете найти в Экономических советах.