Давать или не давать ребенку деньги на карманные расходы в каждой семье родители решают сами. Это не обязанность, а право, которым каждый распоряжается по-своему. Но правильное обращение с финансами воспитывается в первую очередь в семье. Поэтому, если давать детям деньги, следует научить ими пользоваться рационально. Какие аргументы за и против карманных денег для ребенка приводят родители и как прийти к компромиссу, разобрался финансовый аналитик Банксток.
Почему есть противники карманных денег детямРодители, которые считают, что карманные деньги детям не нужны, приводят такие доводы:
- все необходимое у детей итак есть;
- дети не умеют правильно распоряжаться деньгами, поэтому наверняка потратят их на что-то бесполезное или еще хуже вредное;
- дети не знают ценность денег, поэтому не будут уважать родительский труд;
- выдача денег «просто так» испортит ребенка, он вырастет тунеядцем и потребителем;
- дети привыкают к постоянной выдаче денег «ни за что», поэтому станут шантажировать родителей и не будут ни в чем помогать, либо начнут требовать повышение «довольствия», если их попросят о помощи.
Все перечисленные риски небеспочвенны. И они могут обостриться, если родители своими действиями способствуют неправильному отношению к деньгам:
- дают деньги просто так, по настроению или для «задабривания»;
- не говорят о ценности денег и не ведут никаких бесед по правильному финансовому воспитанию;
- бесконечно допрашивают ребенка, на что он израсходовал деньги, и все время упрекают за неразумность трат;
- используют деньги как метод поощрения или наказания за угодное и неугодное поведение или успеваемость.
Популярные советы
Многие из тех, кто категорически против выдачи карманных ребенку, либо не получали их от своих родителей, либо помнят собственное нерациональное отношение к деньгам в детстве.
Что противопоставляют сторонникиТе родители, которые хотят воспитать гармоничную и финансово грамотную личность, приводят другие доводы. Ребенок с помощью карманных денег:
- научится ставить цели и достигать их, если будет систематически получить фиксированную сумму;
- почувствует плюсы финансовой независимости;
- осознает ценность денег;
- научится откладывать и тратить рационально;
- разберется с наличными и безналичными расчетами, а также поймет какой вариант выбирать;
- будет чувствовать себя свободным и равным в среде сверстников, у которых всегда есть карманные деньги.
Осознанное отношение к деньгам не формируется само по себе. Особенно у тех, кто находится в финансовой зависимости по базовым потребностям. Поэтому карманные деньги – это своего рода «прививка» на пути к взрослой и финансово независимой жизни. Позитивный опыт возможен, если родители:
- выдают деньги системно, предсказуемо и независимо от поведения, успеваемости и других факторов;
- дают рекомендации по разным способам накопления – на карте или в копилке;
- помогают с постановкой финансовых целей, к примеру, если ежедневно экономить на шоколадках через полгода можно купить смарт-часы;
- ведут беседы на финансовые темы, обсуждают с детьми свои способы накопления и планы на будущее;
- соблюдают правила – не выдают очередную сумму карманных через три дня, потому что ребенок израсходовал все, что было выдано на две недели.
Другие советы
Общая рекомендация психологов в отношении денег на карманные расходы – это полезная практика, но только при системном подходе родителей.
С какого возраста можно давать карманные деньгиПринимать деньги в магазинах продавцы могут у детей с 6 лет. Обычно к этому возрасту ребенок осваивает навыки элементарного счета и может разобраться, сколько ему нужно денег для покупки мороженого или сока. Но эти сделки должны проходить под контролем родителей. Пусть на небольшом расстоянии, но в шаговой доступности. Так ребенок будет чувствовать себя достаточно самостоятельным, но в безопасности.
Младшим школьникам уже можно давать карманные деньги. Чем взрослее ребенок, тем большая сумма ему может требоваться, но тем выше ответственность родителей за совершенные им покупки.
Сумма на карманные расходы напрямую зависит от доходов семьи и договоренности родителей. Можно поинтересоваться у самого ребенка или родителей сверстников, чтобы определить какие суммы выдают другим детям. Но этому нельзя придавать решающее значение. Если для бюджета семьи это слишком много, не стоит гнаться за другими, при этом свою позицию очень важно объяснить ребенку. То же касается семей с большими финансовыми возможностями. Не стоит ребенку выдавать слишком большие суммы. Это может спровоцировать перекосы в поведении и излишнюю браваду перед сверстниками.
Стоит ли платить ребенку за помощь по домуЕсли перевести помощь и заботу на язык денег – это негативно повлияет на эмоциональный фон в семье. Платить за уборку в своей комнате или помытую посуду нелогично, также как и за общение с бабушкой или игры с младшими детьми. Но, если подросток поможет с переустановкой ПО на компьютере или мытьем семейного автомобиля, за это можно материально поощрить.
Некоторые родители практикуют вознаграждения за итоговую успеваемость. Например, завершение учебного года без четверок, победу на олимпиаде или в соревнованиях. Использовать такую практику или нет, каждый решает сам. При этом важно следить за тем, что ребенка мотивирует больше – эмоциональный успех или материальное поощрение.
Надо ли контролировать, на что ребенок тратит деньгиКонтролировать траты детей можно и нужно, но делать это следует очень деликатно. Нельзя превращать это в слежку или причину наказания, когда неправильные траты приводят к изъятию денег. Это спровоцирует недопонимание или ложь. В этом вопросе важны две составляющих – доверие от взрослого и ответственность от ребенка.
Если родители видят, что карманные деньги уходят «не туда» – надо разговаривать. Ошибки во время обучения и воспитания неизбежны, но за ними должны следовать разъяснения. Иначе урок не будет усвоен.
Решить вопрос мягкого контроля помогут банковские карты и мобильные приложения. Если детская карта привязана к счету родителя, он всегда будет знать где, когда и сколько потратил ребенок. Банковская карта решает и другой вопрос – ежедневный лимит. Если установить ограничение, ребенок не сможет потратить в день больше, чем установлено по условию.
Как привить ребенку навыки накопления и разумных тратУловки маркетологов и стимулирование к сиюминутным тратам действует даже на взрослых. И если они сами не умеют устоять под натиском рекламы, то вряд ли смогут воспитать в своих детях разумное отношение к деньгам.
Главная цель в финансовом воспитании – научить постановке цели. Например, семья откладывает деньги на автомобиль или отдых за границей, при этом взрослые отказываются от некоторых удовольствий. Не ходят в рестораны, меньше тратят денег на развлечения или не покупают новый дорогой смартфон, пока работает старый.
Такие действия можно перевести на детский язык. Если не ходить в парк аттракционов каждую субботу, а только раз в месяц, через полгода можно купить новую игровую приставку. А в выходные бесплатно покататься на роликах в парке или съездить в бабушке. Понимание процесса пригодится ребенку на всю жизнь. Он уловит причинно-следственные связи и сможет сам расставлять приоритеты. А в накоплении излишков карманных денег помогут разные инструменты.
КопилкаКлассическая игрушка-копилка больше подходит для младших школьников. У более взрослых детей она может вызывать двойственное чувство – деньги копятся, но до самого конца непонятно сколько их там будет, и хватит ли их на поставленную цель. Им больше подойдет разборная или прозрачная копилка, из которой можно вынуть монеты и купюры и пересчитать.
Вишлисты (Wish List)Wish List – «список желаний» к празднику или дню рождения. Практика составления вишлистов только набирает популярность. Не всем она нравится и кажется уместной, но можно ее практиковать в среде близких родственников, которые с пониманием воспримут нововведение.
Если ребенок самостоятельно или вместе с родителями напишет вишлист, то научится формулировать желания. Кроме того, на праздники он будет получать только приятные подарки, а не три одинаковых самосвала от любящих родственников.
Дополнительное преимущество вишлистов – можно реализовать мечту с помощью родственников, а для уже отложенных денег, придумать новую цель.
Банковская картаБанковские карты не только учат ребенка обращаться с современными платежными инструментами, но и стимулируют к изучению правил работы программ лояльности. Даже младшие школьники понимают, что такое категории повышенного кешбэка или сколько нужно потратить денег, чтобы получить бонус.
Некоторые банки в программах лояльности используют элементы геймификации. К примеру, за выполнение задания переводят на новый уровень или дарят баллы, которые можно потратить на определенные товары. Главное следить за увлеченностью ребенка и объяснить все нюансы, чтобы он понимал все выгоды и последствия своих финансовых решений.
К детской карте можно подключить специальный счет-копилку. Так ребенку будет легче следить, сколько денег уже отложено и сколько еще нужно на реализацию поставленной цели. Это отлично мотивирует подростков не отклоняться от плана. С 14 лет ребенок уже может оформить вклад.
ВизуализацияДетский рисунок, яркая фотография, график или карта желаний помогут визуализировать поставленную цель. Когда перед глазами находится то, ради чего копятся деньги, легче отказать себе в сиюминутной радости.
Но даже в этом случае могут быть срывы. Лучше их не игнорировать, а обговорить с ребенком. Тогда ему будет легче найти в себе силы на вторую попытку и вернуться к плану.
Как стать примеромСтать примером для своих детей родителям поможет:
- ведение семейного бюджета;
- умение тратить меньше, чем размер заработка;
- отказ от потребительских кредитов;
- разумное использование кредитных карт и карт рассрочки;
- использование разных методов накопления и сбережения денег;
- формирование финансовой подушки;
- поддержание высокого уровня финансовой грамотности;
- знание своих финансовых обязанностей и прав;
- умение отстаивать свои права.
Если родители непоследовательны в своих финансовых решениях и действиях, в одни периоды жестко экономят, а в другие тратят крупные суммы на мимолетные радости, им сложно воспитать финансово грамотных детей. Многие шаблоны поведения и стереотипы взрослые приносят из детства. Но даже если взрослым не привили правильное отношение к деньгам их родители, не надо отчаиваться, они могут начать учиться одновременно со своими детьми. Тогда успехи каждого будут еще более радостными для всех членов семьи.