Все чаще можно столкнуться с таким малоприятным явлением как мисселинг. Так принято называть особую разновидность обмана, суть которого – намеренное введение потребителя в заблуждения с целью навязать ему товар или услугу. Проще говоря, мисселинг – эффективный способ продажи того, что покупателю фактически не нужно.
Примеры мисселингаИтак, в каких сферах данная форма обмана наиболее распространена? В основном мисселинг практикуется в финансовой отрасли: им умело пользуются страховые компании, брокерские агентства. Также к нему прибегают негосударственный пенсионный фонд, управляющие компании ПИФ.
Разумеется, нельзя обойти стороной главных почитателей мисселинга последних лет – банки и микрофинансовые организации. Согласно официальной статистике, именно на них приходится основная доля жалоб и претензий со стороны жертв мисселинга. Объяснить это легко: большинство людей доверяют крупным банкам, а потому не спешат подвергать сомнению советы менеджеров.
Как распознать мисселинг в банке?Известно, что банки зачастую берут на себя роль страховщиков, брокеров, НПФ и т.д. Это позволяет им реализовать продукты партнеров и получать за это неплохие отчисления.
Из нефинансовых продуктов в банке часто предлагаются:
- страховые полисы;
- вложения в ценные бумаги партнерских компаний;
- договоры НПО;
- паи управляющих компаний и многое другое.
На первый взгляд может показаться, что данные продукты действительно обеспечивают высокую доходность, порой даже опережая стандартный депозит. Но при этом следует помнить о более высоких рисках и негарантированном характере процентов.
Популярные советы
Доводы в пользу покупки того или иного продукта могут звучать очень весомо. Сотрудник банка будет давить на «болевые точки» и делать все возможное для того, чтобы Вы поставили заветную подпись. Делать этого не стоит до тех пор, пока договор не будет изучен Вами досконально. Лучшее решение – не подписывать бумаги в отделении банка, взяв копию договора с собой для детального изучения. Практика показывает, что чтение важных документов в присутствии менеджеров и других банковских специалистов не позволяет сконцентрироваться.
Оказавшись наедине с договором, обратите внимание на следующие его положения:
- Кто фигурирует в качестве второй стороны по договору – банк или сторонняя компания?
- Попадут ли вложенные Вами средства под защиту государства?
- Каковы гарантии получения доходов с вложений?
- Предусмотрены ли дополнительные комиссии?
- На какой срок заключается соглашение?
- Каковы условия досрочного расторжения? Насколько весомы финансовые потери в таком случае?
Как защитить себя от мисселинга?Не наблюдаете в договоре внятных ответов на данные вопросы? Стоит прояснить их в беседе с менеджером.
- Лучший способ уберечь себя от навязанных и скрытых услуг – вчитываться в договор со всей внимательностью. Любая непонятная или размытая формулировка должна вызывать скепсис.
- Помните, что при заключении договора ИСЖ выдается пояснительная справка, содержащая основные сведения о продукте. В ней обязательно будет пояснение о том, что страховой полис – не депозит и, следовательно, не подпадает под государственную защиту.
- Любые финансовые вопросы не терпят спешки в принятии решений. Нужно быть предельно осторожными и задавать консультанту как можно больше уточняющих вопросов. Перед заключением договора у Вас не должно быть даже малейших сомнений в безопасности и финансовой обоснованности продукта.
Другие советы
Мы рассказали вам всё, что хотели, нам приятно, что вы читаете наши статьи. Новые знания сделают вашу жизнь легче, ещё больше полезной информации вы точно найдете в Экономических советах.