Дебаты возникли из-за Чеболей. Стоит ли России следовать экономическому примеру Южной Кореи?

Официальные лица и ученые обсуждают возможность чеболизации российской экономики, то есть процесса слияния множества различных бизнесов в «мегамонополии». Этот термин возник в Южной Корее в 1960-х годах, когда местное правительство решило стимулировать экономику, инвестируя в крупнейшие корпорации страны и предоставляя им льготные кредиты и налоговые преференции. В результате крупные компании начали поглощать другие компании, формируя многоотраслевые холдинги. Самые известные чеболы - это Samsung, LG и Hyundai.

По мнению заместителя министра промышленности и торговли Василия Осьмакова, аналогичные процессы происходят сейчас и в России. В качестве примеров конгломератов он назвал банк ВТБ и Объединенную судостроительную корпорацию. Действительно ли сейчас происходит чеболизация российской экономики? И для чего она нужна? «Ъ FM» обсудил эти вопросы с главным научным сотрудником Института экономики РАН Игорем Николаевым:

«Такой процесс действительно происходит, и есть объяснение этому. Наша экономика работает в нестандартных условиях, где приоритетной отраслью является оборонно-промышленный комплекс. Государственные заказы в значительной степени сосредоточены на определенных направлениях деятельности. Например, Объединенная авиастроительная корпорация, Объединенная судостроительная корпорация — это сейчас государственные специализированные структуры, но они не так диверсифицированы, как в Южной Корее. Почему наша экономика показывает положительные темпы роста? Это результат масштабного бюджетного стимулирования.

Заместитель главы Минпромторга Василий Осьмаков считает, что в текущих условиях российской экономике необходима чеболизация. Он утверждает, что из-за санкций большие промышленные компании нуждаются в финансовом партнере и продаже своей продукции через торговые компании, то есть в синергии финансового, торгового и промышленного капитала. Некоторые аналитики согласны с этим мнением, отмечая, что появление «мегамонополий» способствует ускоренному развитию некоторых отраслей промышленности, так как принятие решений и заключение контрактов в рамках конгломерата становится проще и быстрее.

Однако директор Центра исследования экономической политики МГУ Олег Буклемишев выражает свое несогласие с чеболизацией. Он говорит, что есть три способа направления потоков капитала: государство, чеболь и внутрикорпоративный переток, а также финансовый рынок. По его мнению, последний вариант является наиболее эффективным в современном мире для распределения капитала и ресурсов. Кроме того, он утверждает, что чеболизация создает большие риски, связанные с финансовой стабильностью. «Пузыри» и плохие активы часто формируются вокруг этих больших конгломератов. Все, что остается вне внимания таких структур, практически не имеет шансов на развитие, поскольку большая часть экономики будет затоплена неэффективным соперничеством гигантов.

Эксперты отмечают, что появление «мегамонополий» помогло Южной Корее за 30 лет превратиться из аграрной страны в одного из мировых технологических лидеров. Однако в 1990-е годы местные экономисты и политики стали воспринимать чеболизацию как проблему. В многоотраслевых корпорациях начала развиваться коррупция, а холдинги стали реализовывать неэффективные проекты и мешать дальнейшей модернизации экономики. Правительство Южной Кореи многократно стремилось реформировать чеболи, однако всегда сталкивалось с противодействием со стороны финансово-промышленных групп.

Эта информация представлена Telegram-каналом «Ъ FM». Автор - Иван Хорушевский.

Меню сайта