Белый дом стремится к тому, чтобы компании централизованно и полностью раскрывали свою финансовую отчетность. С 2026 года предполагается обязать организации публиковать отчеты по МСФО на государственном информационном ресурсе бухгалтерской отчетности налоговой службы. В настоящее время компании публикуют такие отчеты в разных местах и не в полном объеме. Это затрудняет принятие обоснованных решений о предоставлении государственной поддержки бизнесу и реализацию прав государственных органов на получение дивидендов в качестве акционера. Новые требования должны устранить недостаток информации и повысить эффективность взаимодействия между государством и компаниями.
Правительство планирует требовать от компаний большей прозрачности — в Госдуму внесен законопроект о публикации на государственном информационном ресурсе бухгалтерской отчетности (ГИРБО) ФНС консолидированной финансовой отчетности компаний по МСФО. Изменения предлагаются в законы «Об аудиторской деятельности» и «О бухгалтерском учете». В пояснительной записке к проекту указывается, что в настоящее время доступ к финансовой отчетности организаций значительно ограничен. Компании раскрывают ее «в ряде изолированных источников», включая сайты аудиторов. В результате для большинства заинтересованных сторон, включая государственные органы, которые не являются прямыми получателями отчетности, доступ к ней затруднен.
В Минфине объясняют, что текущий порядок создает «риски принятия необоснованных решений, в том числе о предоставлении государственной поддержки, оценке ее результативности, выплате дивидендов». Согласно законопроекту, отчетность в ГИРБО будут загружать аудиторские организации — по оценке Минфина, новая норма затронет не более 450 аудиторских организаций (13% от их общего количества), которые проводят аудит общественно значимых предприятий. Начиная с 2026 года, аудиторы будут обязаны предоставлять налоговым службам промежуточные и годовые консолидированные отчеты, включая отчеты за 2025 год. Они также должны будут уведомить своих клиентов о передаче этих отчетов, но согласие клиента на это не требуется. Исключение составляют случаи, когда такие отчеты не подлежат раскрытию. Доступ к этим данным будет организован с учетом текущих ограничений и санкционных рисков.
После внесения этих изменений заинтересованные стороны получат доступ к более полной информации, содержащейся в бухгалтерской и консолидированной финансовой отчетности организации. Это позволит провести комплексный анализ деятельности организации как юридического лица и как части группы взаимосвязанных организаций.
Андрей Шпак, партнер Birch Legal, объясняет, что по российским стандартам не требуется составление консолидированной отчетности. Отчетность юридического лица в рамках группы компаний не позволяет объективно оценить его финансовое положение без учета отношений с другими компаниями группы. Например, прибыль холдинга по российским стандартам может быть искусственно занижена за счет отложения распределения дивидендов дочерними компаниями.
Леонид Сомов, партнер Taxology, отмечает, что отчетность отдельных лиц, входящих в группу компаний, не дает полного представления о финансовом положении группы, о результатах ее деятельности, динамике развития бизнеса и т. д. По его мнению, проблема заключается в том, что чиновники привыкли рассматривать каждого налогоплательщика как независимого экономического субъекта, и все попытки объяснить действия различных компаний через общие интересы холдинга или акционеров часто вызывают непонимание со стороны налоговых органов.
Новые правила раскрытия информации помогут государственным структурам при выдаче субсидий и предоставлении поддержки, а также в защите акционерных прав при выплате дивидендов. «Более детальная информация о доходах корпоративной группы затруднит манипуляции с прибылью холдингов в соответствии с российскими стандартами учета», — говорит Андрей Шпак. Раскрытие информации о сделках с аффилированными лицами, которое является обязательным по МСФО, также может позволить более обдуманно оценивать деятельность компаний, включая результаты, которые могут формально не контролироваться по российскому законодательству, но, например, объединяются в отчетности по МСФО по более широкому списку оснований. Возможными заинтересованными сторонами могут быть банки при предоставлении финансирования.
Руководитель практики МСФО «КСК Групп» Светлана Крапивенцева отмечает, что качественная и достоверная отчетность по МСФО является основой для принятия решения о снижении доли государства за счет передачи акций в частные руки на рыночных условиях. При этом у государства может остаться блокирующий пакет акций. «Некоторые компании выгодно сохранить как источник дивидендов, а некоторые стоит продать», — говорит юрист.
Отметим, что Белый дом активно развивает единую систему цифрового учета денег, направляемых на поддержку отраслей, на фоне растущей зависимости экономики от государственного стимулирования. В цифровом формате переведены процессы, связанные с выдачей субсидий и предоставлением льгот, государству доступна информация по всему циклу госзаказа, данные бухгалтерской отчетности, а в рамках налогового мониторинга — все данные, необходимые для расчета налогов. Добавление к этому данных консолидированной отчетности позволит правительству более гибко подходить не только к распределению господдержки, но и корректировать налоговую нагрузку в зависимости от целей государственной политики и результатов отраслей. Диана Галиева.