После посещения рынка, мы привезли некоторые вещи. Наблюдение за государственными закупками

«Закупки» показывают, что в первом полугодии 2024 года государство и государственные компании адаптировались к санкциям и антисанкционной политике, что привело к сокращению открытых закупок. Согласно этим данным, публичные закупки госкомпаний (по 223-ФЗ) отстали от государственных закупок (по 44-ФЗ) — 4,78 трлн рублей против 5,69 трлн рублей (0,9 млн и 1,9 млн контрактов соответственно). 

Впервые открытые закупки госкомпаний были меньше государственных в первом квартале — 2,21 трлн рублей против 2,4 трлн рублей, поскольку большая часть закупок государственных акционерных обществ была засекречена из-за санкционных рисков. Данные Минфина также указывают на значительные изменения в структуре заказчиков по 223-ФЗ. Закупки госкомпаний существенно сократились по сравнению с 2023 годом — почти на четверть, с 6,2 трлн до 4,7 трлн рублей, в то время как количество торгов увеличилось на 6% — с 800 тыс. до 850 тыс. Средняя цена закупки снизилась на 27% — с 7,7 млн рублей до 5,6 млн рублей: заказчики сохраняют малые закупки в открытом доступе и засекречивают крупные. 

Объемы госзакупок за год также уменьшились — с 6,02 трлн рублей до 5,69 трлн рублей, число их незначительно выросло — с 1,9 до 1,93 млн, и средняя цена контракта упала с 3,5 млн до 3,3 млн рублей. Несмотря на это, государственные расходы продолжают расти из года в год, даже во время пандемии COVID-19 они не уменьшались (хотя их структура менялась). Текущие результаты могут быть связаны с политическим процессом. Решение многих вопросов было отложено до выборов президента, смены правительства и формирования новых целей развития. Так, последующее формирование новых планов по развитию инфраструктуры замедлило реализацию инфраструктурного национального проекта.

«Приобретения» также подтверждают, что основной пункт государственных закупок — строительство — уменьшился на 10% за год, с 2,9 трлн до 2,6 трлн рублей. Расходы по другим категориям увеличились, но не смогли компенсировать этот спад, хотя покупка транспортных средств возросла на 76%, до 238 млрд рублей. Продолжающейся проблемой 44-ФЗ является увеличение числа несостоявшихся закупок (155,9 тыс. в 2023 году и 172,5 тыс. в 2024 году) из-за несоответствия спроса и предложения в госзаказе (чаще всего причиной несостоявшихся закупок является отсутствие конкуренции на аукционе). Диана Галиева.

Меню сайта