Yandex.Metrika counter
Быть одному в банке не означает быть инвестором. Увеличение количества одиноких домохозяйств может привести к экономическим трудностям

Быть одному в банке не означает быть инвестором. Увеличение количества одиноких домохозяйств может привести к экономическим трудностям

11.10.2024 298 Быть одному в банке не означает быть инвестором. Увеличение количества одиноких домохозяйств может привести к экономическим трудностям

Демографическая тенденция, проявляющаяся в увеличении числа людей, предпочитающих жить в одиночку, может вызвать проблемы для финансового сектора России. По данным нового научного отчета, опубликованного Центральным Банком России, такие люди менее склонны к накоплению сбережений, их мотивы сложнее предсказать, и они мало зависят от экономической ситуации. Центральный Банк рассматривает вклады как источник инвестиций, которые могут стимулировать производство и увеличить предложение товаров, снижая тем самым инфляцию. Однако, помимо одиноких людей, препятствием для превращения вкладов в инвестиции могут стать различия в сроках коротких депозитов и долгосрочных инвестиционных кредитов.

Для финансового сектора проблемой может стать склонность домохозяйств без сбережений к накоплению долгов и личному банкротству. Новый отчет Центрального Банка России анализирует сберегательное поведение различных типов домохозяйств и обсуждает фактическую и целевую для регулятора склонность населения к накоплениям. Рост депозитов граждан, обеспеченный высокими процентами, удовлетворяет руководство Центрального Банка, но, как заявил недавно член совета директоров ЦБ Рустэм Марданов, «было бы хорошо, если бы он был еще выше». Согласно модели, переток средств населения в банки должен снижать текущий спрос (сдерживая рост цен) и превращаться в высокодоходные инвестиции. Эти инвестиции, в свою очередь, будут способствовать увеличению производства товаров, насыщению рынка и снижению инфляции. Однако эти предположения не учитывают изменений в механизме передачи последних лет.

В условиях снижения рентабельности гражданских отраслей возможность высокодоходных инвестиций в ОФЗ, увеличение доли собственных средств компаний в инвестициях и искажение рынка за счет субсидирования процентных ставок в приоритетных отраслях могут уменьшить влияние накоплений на рост экономического потенциала по сравнению с классическими моделями. Тенденция граждан к формированию накоплений во многом зависит от демографических процессов, как показано в работе «Демография и сбережения: исследование на основе данных опроса российских домохозяйств» (авторы — Евгения Бессонова, Банк России и НИУ ВШЭ, Ирина Денисова, РЭШ и МГУ, Надежда Иванова, Банк России и РАНХиГС, и Александра Москалева, Банк России и МГУ).

В общем, только 39% домохозяйств имеют некоторые накопления, и только 28% из них могут прожить на эти сбережения несколько месяцев или больше. Большинство накоплений служат финансовой страховкой: от 66% до 71% домохозяйств, имеющих накопления, назвали непредвиденные расходы основной причиной для сбережений. Расходы на медицину, образование, покупку недвижимости и т.д. указывались гораздо реже. Это также проблема, поскольку в основном это краткосрочные и среднесрочные вклады, которые легко превращаются в спрос из-за ожидания ценовых шоков или дефицитов.

Демографические тренды в России во многом совпадают с характерными для развитых стран — это прежде всего рост доли одиноких домохозяйств с увеличением доходов на душу населения. В России, согласно последней переписи населения, размер домохозяйств уменьшается (две трети из них состоят из одного или двух человек), а доля одиноких людей увеличилась с 25,7% в 2010 году до 41,8% в 2021 году. Они впервые стали преобладающим типом населения трудоспособного возраста в российских городах. Однако в России причины этого немного отличаются от мировых: помимо роста числа молодых людей, которые начинают жить самостоятельно, это также связано с «относительно более высокой смертностью мужчин молодого и среднего возраста», как отмечают авторы.

Мотивы для сбережений также различны. В отличие от мировой практики, где отсутствие семьи часто стимулирует одиноких людей к созданию «финансовой подушки» в виде сбережений, в России такая мотивация ниже — одиночки и семьи менее склонны к сбережениям по сравнению с бездетными семьями. Еще одно важное замечание — среди домохозяйств, возглавляемых женщинами старше 30 лет, доля домохозяйств с накоплениями всегда скромнее (вероятно, из-за меньших доходов), а к 2022 году разрыв с «патриархальными» хозяйствами со сбережениями увеличился до 6%. Наименьшая вероятность формирования накоплений у пенсионеров.

В то же время у одиночек влияние личных предпочтений на решение о сбережениях выше, а сами предпочтения «характеризуются выраженной разнообразностью», как пишут авторы, предполагая, что «влияние экономических факторов на сберегательное поведение домохозяйств может в будущем немного уменьшиться». Это может повлиять как на участников финансового рынка, так и на денежно-кредитную политику, став «одним из факторов, определяющих более высокий уровень долгосрочной равновесной процентной ставки». Еще одна потенциальная проблема для финансовой системы — то, что домохозяйства, возглавляемые женщинами, и одинокие домохозяйства «оказываются особенно уязвимыми в случае негативных изменений в уровне доходов» — как более склонные к займам и последующему личному банкротству из-за отсутствия накоплений. Олег Сапожков, Артем Чугунов.