Подталкивают аспирантуру к использованию оборудования

26.04.2024 105 Подталкивают аспирантуру к использованию оборудования

Современная российская аспирантура в основном фокусируется на подготовке ученых для проведения фундаментальных исследований. Однако концепция «технологического суверенитета», которая подразумевает создание Россией собственных ключевых технологий, требует новых методов обучения в рамках индустриальной модели аспирантуры, как отмечают в Институте статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Предполагаемым результатом является защита инженерно-технического решения.

В России уже применяются модели аспирантуры, отличные от традиционной, но пока в ограниченном масштабе. Эксперты ИСИЭЗ изучили три модели аспирантуры — исследовательскую, профессиональную и индустриальную - и рассмотрели возможность их использования в России. Первая охватывает все области науки; вторая — медицину, образование, юриспруденцию и подобные области; третья — технические области. Исследовательская модель предполагает, что выпускник продемонстрирует полученные навыки, оформив диссертацию; профессиональная — диссертацию с примером решения прикладной профессиональной задачи; индустриальная — проект инженерно-технического решения.

Как отмечают в ИСИЭЗ, сейчас аспирантура в России в основном ориентирована на подготовку ученых для проведения фундаментальных исследований. Однако, по их мнению, в связи с необходимостью кадрового обеспечения «технологического суверенитета», требующего создания собственных ключевых технологий, актуальными становятся «перенос навыков научной работы в новые сферы деятельности и разработка новых методов обучения в рамках индустриальной модели аспирантуры». Такой подход уже используется в мире для подготовки высококвалифицированных инженеров для реального сектора экономики.

Аспирант получает образование на основе своего места работы, где он не только приобретает исследовательские навыки, но и учится решать практические инженерные и технологические задачи. Его диссертационную работу руководят как представители отрасли, так и профессора университета. Однако, как показал опрос ИСИЭЗ, только треть аспирантов в России (31,1%) проводят исследования на основе своего места работы, и примерно столько же (29,8%) пишут диссертацию в рамках своих рабочих проектов и задач. Только каждому седьмому (14%) был назначен консультант по теме диссертации.

Вариативные модели аспирантуры уже существуют в России, но они имеют ограниченный масштаб реализации и отсутствует институциональное оформление. Предполагается, что эта ситуация начнет меняться. Сейчас особенно ощущается дефицит инженерных кадров в промышленности. Для технологического роста учебные заведения обновляют образовательные программы, внедряют новые форматы практик и стажировок. Например, стратегия развития одной из главных инженерных школ — МГТУ имени Баумана — уже предполагает переход к созданию в вузах готовых инженерных команд для индустрии. В 2023 году Белый дом упростил защиту кандидатских диссертаций в приоритетных областях научно-технологического развития. Так, аспиранты, имеющие не менее десяти значимых научных публикаций, смогут защититься «по статьям», то есть вместо полной рукописи научной работы представить доклад с их обзором. Это также призвано «обкатать» индивидуальную траекторию защиты для ограниченного круга способных молодых ученых-практиков.