Yandex.Metrika counter
Ответственность за установленный стандарт ляжет на промышленность

Ответственность за установленный стандарт ляжет на промышленность

16.01.2025 53 Ответственность за установленный стандарт ляжет на промышленность

Законопроект о стандартизации продукции: плюсы, минусы и перспективы

Госдума одобрила в первом чтении законопроект, усиливающий требования к товарам, произведенным в России. Основная идея документа — обязательная регистрация стандартов и технических условий (ТУ) организаций в Федеральном информационном фонде стандартов.

Суть изменений

Сейчас компании не обязаны раскрывать свои стандарты, что способствует появлению на рынке большого количества товаров сомнительного качества. В условиях сокращения импортных альтернатив это особенно актуально. Новый закон предполагает:

  • Регистрацию стандартов организаций (СТО) и ТУ в специальном реестре, если производитель публично заявляет о соответствии продукции этим стандартам.
  • Проведение экспертизы на соответствие продукции требованиям технического регламента или национального стандарта. Экспертизу будут выполнять технические комитеты и отраслевые организации, а исполнителя выберет сам производитель.

Внесение стандартов в реестр станет возможным только после экспертизы.

Проблемы текущей системы

По словам депутата Надежды Школкиной, производители самостоятельно разрабатывают СТО и ТУ, регулирующие требования к производству и продукции. Эти документы компании могут изменять без ограничений, и государство не проверяет их достоверность. В результате только производитель знает точный состав и характеристики товара.По данным разработчиков, до 60–80% продукции, произведенной по СТО и ТУ, не соответствует заявленным характеристикам. Продукция по ГОСТу чаще отвечает установленным требованиям.

Мнения сторон

На обсуждении законопроекта единого мнения не сложилось:

  • Конкурентные отрасли отмечают, что ужесточение контроля увеличит издержки бизнеса и замедлит процесс импортозамещения.
  • Сферы с низкой конкуренцией заявляют, что действующие СТО и ТУ позволяют выпускать некачественную продукцию, ограничивая выбор потребителей.

Ситуация осложнилась уходом иностранных поставщиков. На неконкурентных рынках потребители вынуждены приобретать то, что есть в наличии.

Риски и вызовы

Депутаты признают: ужесточение требований сопряжено с рисками.

  • Объем работы экспертных организаций. В пищевой промышленности, по словам Алексея Канаева, уже зарегистрировано 70 тысяч ТУ, а общее количество документов исчисляется сотнями тысяч. Обработка всех заявок может замедлить выпуск продукции и сократить ассортимент.
  • Неравные условия для российских производителей. Продукция из стран ЕАЭС или других государств не подлежит аналогичной экспертизе, что ставит отечественные компании в невыгодное положение.

Планы на второе чтение

Чтобы минимизировать риски, депутаты предложили:

  • Постепенный переход на новые правила.
  • Распространение изменений на импортную продукцию.
  • Уточнение объема работ, стандартов и сроков экспертизы для прозрачности процесса.

Депутаты считают, что инициатива актуальна, но требует доработки для защиты интересов добросовестных производителей.

 

Авторы: Анна Королева, Диана Галиева.