IT-решения государственных компаний будут оставаться в реестре российского программного обеспечения лишь в случае их продажи в определенных объемах внешним клиентам, заявил глава Минцифры Максут Шадаев. Это должно сократить случаи, когда госкомпании создают IT-продукты без рыночного потенциала для отчетности, занимая при этом долю рынка у IT-компаний и привлекая их специалистов. В то же время эксперты отмечают, что некоторые крупные госкомпании с сильными IT-командами успешно разрабатывают и продают программное обеспечение.
Минцифра планирует сделать продажу IT-решений госкомпаний внешним клиентам обязательным условием для их включения в реестр отечественного ПО. Это позволит прекратить практику создания госкомпаниями продуктов для внутреннего использования, аналоги которых уже присутствуют и успешно продаются на российском рынке. Как отметил Шадаев, госкомпании часто создают собственные IT-решения, регистрируют их в реестре, внедряют в свою инфраструктуру и таким образом отчитываются о переходе на отечественное ПО. В связи с этим с 2025 года Минцифра начнет отслеживать коммерческую реализацию IT-продуктов госкомпаний, подтвержденную доходом от продажи. «И это не от аффилированных структур внутри крупных госхолдингов, а в случае успешной продажи продукта на внешнем рынке», — подчеркнул Шадаев. Требуемый уровень дохода для включения в реестр еще обсуждается.
Директор по стратегии и развитию технологий компании Axiom JDK Роман Карпов поддерживает такую позицию, отмечая, что текущая тенденция разработки госкомпаниями уже существующих продуктов вызывает опасения. По его словам, это может подорвать или даже разрушить IT-отрасль. «Когда госкомпании не получают прибыль от продажи своих продуктов, имеющихся на рынке, они пытаются сделать их доступными для всех, отчитываясь о действиях в интересах рынка», — поясняет он. Из-за этого, по мнению Карпова, разработчики теряют прибыль, а в некоторых случаях могут даже обанкротиться. Позже госкомпании сокращают финансирование своих проектов, создавая на рынке трудно восполнимый «пробел». Также он указывает, что создаются дублирующие операционные системы, базы данных, средства управления бизнес-процессами и другие продукты, которые в большинстве случаев почти не продаются, так как разработаны не IT-компаниями с опытом и пониманием потребностей рынка.
В начале 2024 года «Рексофт Консалтинг» провел исследование готовности крупных, включая госкомпании, выпускать на рынок свои разработки, сообщил директор по технологической трансформации компании Алексей Богомолов. Лишь 27% опрошенных компаний готовы коммерциализировать внутренние разработки, а только 4% готовы продавать продукты в партнерстве с внешними организациями.
В «Ростелекоме» отмечают, что разработка собственного ПО вместо покупки распространена среди крупных компаний с сильными IT-командами, обладающими необходимыми ресурсами и экспертизой. По словам старшего вице-президента компании по коммерческим IT-продуктам Давида Мартиросова, такие разработки могут иметь рыночные аналоги, которые по тем или иным причинам не подходят. «Ростелеком» коммерциализирует свои решения через создание отдельных компаний с собственными брендами, ставя цель войти в топ-3 решений в своем сегменте.
Коммерческий директор отдела аналитических решений в ГК «Корус Консалтинг» Константин Смирнов считает, что продажа «внутренних» IT-продуктов внешним клиентам полезна как для рынка, так и для самих решений, так как технологии развиваются в конкурентной среде. Однако, по его мнению, пока рано говорить о массовом выходе на рынок решений, разработанных госкомпаниями.
Коммерческий директор компании «Девелоника» (часть группы Softline) Роман Смирнов привел успешные примеры таких решений. Он отметил, что разработки «Росатома» по управлению проектами и информационной поддержке успешно адаптировались для других организаций. В области грузоперевозок и логистики выделяются решения РЖД, а «Роснефть» предлагает 23 программных продукта, из которых 12 уже успешно продаются на рынке. Также «Сбер» начал коммерциализацию своей HR-платформы «Пульс», — добавил эксперт.