Yandex.Metrika counter
Затраты на цифровизацию все еще меньше, чем до введения санкций. Отслеживание состояния цифровой экономики

Затраты на цифровизацию все еще меньше, чем до введения санкций. Отслеживание состояния цифровой экономики

12.11.2024 49 Затраты на цифровизацию все еще меньше, чем до введения санкций. Отслеживание состояния цифровой экономики

В 2023 году общие внутренние расходы на развитие цифровой экономики достигли почти 5,5 триллионов рублей, что на 6% больше, чем в предыдущем году, согласно оценкам экспертов Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ. Однако в процентном соотношении к ВВП эти инвестиции немного уменьшились — до 3,2% с 3,3% в 2022 году. Несмотря на рост номинальных затрат, доля ВВП не достигла уровня, существовавшего до введения санкций.

В структуре инвестиций 60% (3,3 трлн руб.) пришлось на организации, а 40% (2,2 трлн руб.) — на домохозяйства. В 2022 году эти показатели составляли 62% и 38% соответственно, и расходы населения на цифровые товары и услуги (+10,9%) росли быстрее, чем расходы организаций (+3%).

Что касается инвестиций компаний, то около двух третей из них были направлены на покупку и обслуживание машин и оборудования (33,6%), приобретение готового программного обеспечения (ПО), его разработку, доработку и адаптацию собственными силами (18,3%), а также на оплату телекоммуникационных услуг (9,2%). Остальные 35% приходятся на прочие расходы, 2% — на исследования и разработки, 1,6% — на приобретение цифрового контента, и 0,3% — на обучение сотрудников.

Эксперты отмечают рост затрат на ПО (+6,5%), что, по их мнению, свидетельствует о повышении спроса на отечественные разработки в условиях санкционного давления.

В 2023 году значительный рост инвестиций в «цифру» наблюдался в сферах транспортировки и хранения (+56,1% в текущих ценах), госуправлении (+36,8%), информации и связи (+27,7%), финансовом секторе (+25,1%).

В структуре расходов населения на цифровые технологии более половины (56,5%) составила оплата услуг электросвязи. Примерно равные доли пришлись на затраты на цифровой контент (15,4%) и покупку мобильных телефонов и смартфонов (15,2%). Расходы на аудио- и видеотехнику, компьютеры и ноутбуки составили 6,1%, в то время как 0,6% ушли на обслуживание и ремонт информационного, компьютерного и телекоммуникационного оборудования.

Наибольший прирост расходов был отмечен на мобильные телефоны и смартфоны (+26% в текущих ценах), а также на компьютеры, ноутбуки и планшеты (+15%). Автор: Венера Петрова.