Основной темой последнего выпуска журнала «Новая экономическая ассоциация» стала адаптация регионов к санкциям. В частности, было опубликовано исследование Натальи Зубаревич из географического факультета МГУ, заказанное государством, о воздействии ограничений на развитие регионов в период 2022–2024 годов.
Была проанализирована динамика добычи, обработки и розничной торговли за три года (2022–2024 годы по сравнению с 2021 годом) с учетом различных регионов, качества их статистики и базового эффекта.
Наибольшие потери понесли регионы с большой долей добычи, особенно угольной, хотя на это повлияли также падение мировых цен и проблемы с логистикой. Спад в нефтедобывающих регионах, в основном в Ханты-Мансийском АО, был менее выражен, а в Ямало-Ненецком АО, где добывается большая часть газа, он не был связан с санкциями и почти преодолен. Сокращение продолжается в регионах добычи железной руды и сырья для удобрений.
Дальний Восток пока получил выгоду от «поворота на Восток» только в добыче, что способствовало быстрому росту отрасли в Якутии (новые месторождения угля, нефти и газа), но в обработке доля региона минимальна.
В промышленности, подверженной санкциям (в регионах лесопереработки, черной и цветной металлургии), динамика за три года ухудшилась: темпы роста были ниже средних или наблюдался спад.
«На этом фоне выделяется быстрый рост регионов с оборонно-промышленным комплексом – на них не повлияли санкции, направленные на ограничение импорта комплектующих, включая электронику», – отмечает автор.
Регионы с автомобильной промышленностью различаются:
- В Калининградской области — спад.
- В Калужской области — рост за счет другой обработки.
- В Самарской и Ульяновской областях динамика лучше благодаря импорту необходимых комплектующих для автопрома из Китая и росту отраслей оборонно-промышленного комплекса.
Несмотря на санкции и уход крупных иностранных торговых компаний и автопроизводителей, розничная торговля в России восстановилась и увеличилась в большинстве регионов благодаря параллельному импорту и притоку китайских автомобилей.
Однако, как отмечает госпожа Зубаревич, рост в разных регионах не всегда можно объяснить, включая продолжающийся спад розничной торговли в Москве. Она призывает критически подходить к региональной статистике в «нестабильных условиях 2020-х годов».
Артем Чугунов.