Европейский Союз запретил транзит российского сжиженного природного газа (СПГ) через свои терминалы. Теперь суда не могут использовать европейские порты для последующей отправки топлива клиентам, что должно было усложнить доставку СПГ в страны Африки и Азии. Меры применяются как к перегрузке топлива с одного корабля на другой, так и к выгрузке на берег. Кроме того, запрещено предоставление технической поддержки, брокерских услуг и финансовой помощи в транзите.
Логистика поставок СПГ из России уже значительным образом перестроена, однако новый порядок транспортировки снова приведет к увеличению затрат, считает директор Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев: «Транзит в основном касался СПГ, который поставлялся с "Ямал СПГ" для НОВАТЭКа и европейских компаний, которые давно заключили контракты на этот газ. На физических объемах поставок, скорее всего, это практически не повлияет. В денежном выражении может быть сокращение прибыли из-за увеличения затрат. О запрете было известно заранее, поэтому успели подготовиться. Транзит теперь перенесен к острову Кильдин в Баренцевом море. И сама она, честно говоря, не играла такой большой роли. Ее объем до конца не известен, примерно 1,5-2 млн тонн в год при объеме экспорта в страны ЕС около 16 млн тонн. В основном реэкспортом занимались европейские компании. Основная идея запрета была в том, чтобы удержать российский СПГ на рынке ЕС, прежде всего, в Северо-Западной Европе и на Балтике. Здесь не было реальной цели снизить российские поставки, хотя она декларировалась. В действительности даже западные эксперты предполагали, что задача именно в том, чтобы больше российского СПГ осталось в Европе, поскольку он играет важную роль в общем предложении сырья».
В связи с закрытием европейских терминалов, газ, который отправляется с Ямала, будет транспортироваться по более долгим путям. Это может привести к уменьшению количества отправлений, так как корабли не смогут вовремя вернуться на места погрузки. Несмотря на меры Евросоюза, объемы продаж российского СПГ в ближайшее время не должны уменьшиться, однако поставщики будут переключаться на азиатские рынки, объяснила Софья Мангилева, эксперт аналитического центра "Яков и партнеры". Ограничения больше касаются стоимости транспортировки. Перевалка используется для оптимизации работы арктического флота, который даже при эксплуатации в других водах стоит дороже.
В теории, некоторые страны могут договориться об исключениях для решения критических проблем, однако пока нет заявлений от Венгрии о желании изменить это правило. Сейчас рынок испытывает дефицит, особенно после отказа ЕС от российского трубного газа. К 2030 году, при реализации всех проектов, мировые мощности по торговле СПГ составят 610 млн тонн, что меньше, чем потенциал, который страны планируют реализовать. В производственных мощностях это будет 940 млн тонн. Мы видим профицит и возможность выпадения наиболее дорогих объемов.
Если рассматривать себестоимость, то у России одна из самых низких в мире стоимостей поставки СПГ. По правилам ЕС, перевозчики, использующие европейские терминалы, должны предоставлять декларацию о происхождении газа. После этого перевалку могут разрешить, если она необходима для дальнейшей транспортировки внутри ЕС. Реэкспорт в третьи страны больше не возможен. Наибольший контракт на перевалку заключен между "Ямал СПГ" и бельгийской компанией Fluxys на 20 лет с 2019 года.
В начале года Брюссель утвердил, что будет придерживаться ограничений. Резервуар бельгийского завода имеет возможность перерабатывать до 8 миллионов тонн сжиженного газа из Ямала, для которого он и был создан.
Все понятно с нами - Telegram-канал "Ъ FM".
Станислав Крючков.