Yandex.Metrika counter
Запрет на экспорт СПГ за пределы страны. Каковы будут последствия запрещения транзита российского топлива через терминалы Евросоюза?

Запрет на экспорт СПГ за пределы страны. Каковы будут последствия запрещения транзита российского топлива через терминалы Евросоюза?

26.03.2025 101 Запрет на экспорт СПГ за пределы страны. Каковы будут последствия запрещения транзита российского топлива через терминалы Евросоюза?

Европейский Союз запретил транзит российского сжиженного природного газа (СПГ) через свои терминалы. Теперь суда не могут использовать европейские порты для последующей отправки топлива клиентам, что должно было усложнить доставку СПГ в страны Африки и Азии. Меры применяются как к перегрузке топлива с одного корабля на другой, так и к выгрузке на берег. Кроме того, запрещено предоставление технической поддержки, брокерских услуг и финансовой помощи в транзите.

Логистика поставок СПГ из России уже значительным образом перестроена, однако новый порядок транспортировки снова приведет к увеличению затрат, считает директор Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев: «Транзит в основном касался СПГ, который поставлялся с "Ямал СПГ" для НОВАТЭКа и европейских компаний, которые давно заключили контракты на этот газ. На физических объемах поставок, скорее всего, это практически не повлияет. В денежном выражении может быть сокращение прибыли из-за увеличения затрат. О запрете было известно заранее, поэтому успели подготовиться. Транзит теперь перенесен к острову Кильдин в Баренцевом море. И сама она, честно говоря, не играла такой большой роли. Ее объем до конца не известен, примерно 1,5-2 млн тонн в год при объеме экспорта в страны ЕС около 16 млн тонн. В основном реэкспортом занимались европейские компании. Основная идея запрета была в том, чтобы удержать российский СПГ на рынке ЕС, прежде всего, в Северо-Западной Европе и на Балтике. Здесь не было реальной цели снизить российские поставки, хотя она декларировалась. В действительности даже западные эксперты предполагали, что задача именно в том, чтобы больше российского СПГ осталось в Европе, поскольку он играет важную роль в общем предложении сырья».

В связи с закрытием европейских терминалов, газ, который отправляется с Ямала, будет транспортироваться по более долгим путям. Это может привести к уменьшению количества отправлений, так как корабли не смогут вовремя вернуться на места погрузки. Несмотря на меры Евросоюза, объемы продаж российского СПГ в ближайшее время не должны уменьшиться, однако поставщики будут переключаться на азиатские рынки, объяснила Софья Мангилева, эксперт аналитического центра "Яков и партнеры". Ограничения больше касаются стоимости транспортировки. Перевалка используется для оптимизации работы арктического флота, который даже при эксплуатации в других водах стоит дороже.

В теории, некоторые страны могут договориться об исключениях для решения критических проблем, однако пока нет заявлений от Венгрии о желании изменить это правило. Сейчас рынок испытывает дефицит, особенно после отказа ЕС от российского трубного газа. К 2030 году, при реализации всех проектов, мировые мощности по торговле СПГ составят 610 млн тонн, что меньше, чем потенциал, который страны планируют реализовать. В производственных мощностях это будет 940 млн тонн. Мы видим профицит и возможность выпадения наиболее дорогих объемов.

Если рассматривать себестоимость, то у России одна из самых низких в мире стоимостей поставки СПГ. По правилам ЕС, перевозчики, использующие европейские терминалы, должны предоставлять декларацию о происхождении газа. После этого перевалку могут разрешить, если она необходима для дальнейшей транспортировки внутри ЕС. Реэкспорт в третьи страны больше не возможен. Наибольший контракт на перевалку заключен между "Ямал СПГ" и бельгийской компанией Fluxys на 20 лет с 2019 года.

В начале года Брюссель утвердил, что будет придерживаться ограничений. Резервуар бельгийского завода имеет возможность перерабатывать до 8 миллионов тонн сжиженного газа из Ямала, для которого он и был создан.

Все понятно с нами - Telegram-канал "Ъ FM".

 

Станислав Крючков.

Наш сайт использует файлы cookies. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь на их использование.