Микрофинансовые организации, оказывающие услуги физическим лицам, обязаны соблюдать нормы федерального законодательства, а также предписания Центрального Банка Российской Федерации. За нарушения, допущенные в процессе работы, МФО подвергается санкциям со стороны регулятора, вплоть до исключения из реестра. В некоторых случаях инициатором подобного процесса выступает клиент, права которого были ущемлены.
Законодательные основы деятельности МФО
В Российской Федерации работа МФО регулируется федеральным законом "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях". Он был принят в 2010 году, и с тех пор претерпел большое количество изменений и поправок.
Федеральный закон N 151-ФЗ разграничивает права и обязанности микрокредитных (МКК) и микрофинансовых компаний (МФК). В частности, регулируются следующие моменты:
- Максимальные процентные ставки по микрозаймам.
- Ограничения по размеру общего долга — не более, чем в 1,5 раза суммы займа.
- Правила взаимодействия с клиентами.
- Работа с просроченной задолженностью.
- Привлечение инвестиций со стороны физических лиц.
Это лишь часть вопросов, освещаемых в федеральном законе. МФО обязаны придерживаться этих норм, в противном случае, организации лишаются права на оказание соответствующих услуг гражданам.
При этом нарушения случаются, и причин этому — масса. Скрытые комиссии, навязывание дополнительных услуг, ввод клиентов в заблуждение, разглашение персональных данных и прочее — по этим и другим причинам физическое лицо может подать жалобу на микрофинансовую организацию.